Итоговые работы

С 25 по 29 июля 2022 года в Красноярске состоялась первая Лаборатория для Кинокритиков в рамках семинаров SiberiaDOC, в которой приняли участие 11 человек из разных городов России - Красноярск, Новосибирск, Москва, Санкт-Петербург и Челябинск. Ежедневные занятия с экспертами, а также просмотры и обсуждения фильмов проходили на территории «Физико-Математической школы» Сибирского федерального университета. Проект был реализован при поддержке Сибирского федерального университета, Министерства культуры РФ и Благотворительного фонда Михаила Прохорова. 

В качестве тренеров и преподавателей были приглашены Всеволод Коршунов и Марина Дроздова.

Всеволод Коршунов - сценарист, редактор, теоретик кинодраматургии. Кандидат искусствоведения, доцент кафедры драматургии кино Всероссийского государственного института кинематографии им. С. А. Герасимова. Куратор курсов «Практическая кинокритика», «История кино», «Современное кино» в Московской школе кино.

С 2004 по 2021 гг. работал на телеканале «Россия — Культура» (шеф-редактор отдела документальных фильмов и сериалов). Автор сценариев к двум десяткам документальных фильмов («Первый», «Россия», «Культура») и пяти сотням телепрограмм («Россия», «Культура», ТВЦ и др.)

Статьи Всеволода о кино публикуются в журналах «Искусство кино», «Сеанс», «Вестник ВГИК», на порталах «КиноПоиск» и Arzamas. Ведущий подкаста «Крупным планом» (КиноПоиск). Член Гильдии неигрового кино, экспертного совета премии киноведов и кинокритиков «Белый слон», жюри международных кинофестивалей.

Марина Дроздова - кинокритик – публикации в течение 35 лет в журналах «Искусство кино», «Сеанс», газете «Экран и сцена» и других изданиях.

Киноархивист – постоянный консультант французского архивного агентства Film Images. Автор и продюсер более трех десятков исторических документальных фильмов, связанных с темами киноискусства и культуры.

 

Одним из результатов работы лаборатории стали мини-рецензии на документальную философскую трагикомедию «Акварелла» (режиссёр Виктор Косаковский), которую делали все участники лаборатории. Выбор фильма не случаен - картина даёт полную свободу интерпретаций, что очень важно для написания критических материалов.

В своих работах участники последовательно развивают аналитику фильма с разных точек зрения.

Ракурс критического взгляда, интонации, векторы мыслей, стилевой ритм – всё это складывается в «кинокритическую пьесу», где мысли становятся персонажами.

 

Краткий обзор всех микро-рецензий, а также вступительный текст Марины Дроздовой:

Начинаем знакомство с текстами с работы «Трели Акварели»  Николая Тележникова - в эссе остроумно заявлена прямая речь, рецензия написана о клоунаде саундтрэка и сценической сущности фильма. Воронин Руслан трактует картину в формате триллера. Мария Онипкина сравнивает персонажа-человека с «кляксой на белом листе» (льда) и анализирует юмористическую составляющую картины. Иоланта Дрыкова формулирует саркастический заголовок и предлагает разнонаправленный комментарий. Василина Колюжина вновь возвращает нас к концепции театральности и сценической «вычурности» фильма, не обделяя вниманием и его живописность. Антон Агафонов анализирует картину с точки зрения оптики, предлагая поговорить о технологических манёврах режиссёра. Анна Андреева поставила акцент на сюрреалистическом контексте. Эссе Анастасии Сангаджиевой передаёт трагизм и взвинченность изображения. Анастасия Макарова предлагает глубокие размышления о драматургии фильма и видит повествование   с «универсальной» - верхней - точки зрения, обозначая сложную игру, которую тысячелетиями ведут на планете люди, вода и ветер. Алине Александровой удалось изобразить многообразие фокусов киноповествования. Александр Кузнецов задумывается о дешифровке киноязыка, а также вводит живописный контекст. Анна Кобзе точно фиксирует противостояние антропоморфной стихии и стихийного человека - хорошая «финальная сцена» в этих «кинокритических приключениях».

 

Ниже можно ознакомиться с полным текстом мини-рецензий - итогом недельной работы участников и тренеров лаборатории:


 

Мы надеемся, что первая Лаборатория для кинокритиков станет началом регулярной публикации рецензий молодых авторов на документальные фильмы, созданные в том числе и при помощи SiberiaDOC.